RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook

Документы Главархива – о профессиональном пути архитектора Николая Виллера

Подписаться на новости
30.06.2020

Н.Э. Виллер заканчивает свой макет Образцового круглосуточного детского сада. Главархив Москвы.

Н.Э. Виллер заканчивает свой макет Образцового круглосуточного детского сада. Главархив Москвы.

В этом году отмечается 140-летие со дня рождения выдающегося архитектора Николая Виллера (1880–1962).​ Среди его работ - Бородинский мост, здания ЦУМа и театра «Современник», а также многие другие.

Николай Виллер родился в Москве в семье потомственного почетного гражданина Москвы Эриха Виллера в 1880 году. В 1906 году он с отличием окончил Училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества и получил звание художника архитектуры. Свидетельство об окончании Николаем Виллером учебного заведения хранится в Главархиве столицы.

Свидетельство об окончании Училища Живописи, Ваяния и Зодчества Московского Художественного Общества. Главархив Москвы.

Свидетельство об окончании Училища Живописи, Ваяния и Зодчества Московского Художественного Общества. Главархив Москвы.

Первые шаги на профессиональном поприще Николаем Виллером были сделаны в качестве помощника у таких видных Московских академиков архитектуры, как Фёдор Шехтель и Роман Клейн. Молодому архитектору довелось поработать с ними над проектами строительства Бородинского моста, Музея изящных искусств (сейчас – Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), торгового дома «Мюр и Мерилиз» (сейчас – ЦУМ), кинотеатра «Колизей» на Чистых прудах (сейчас – театр «Современник»). Кроме того, Николай Виллер самостоятельно проектировал жилые дома и особняки в Москве и преподавал графическое искусство. А в 1914 году его деятельность была отмечена орденом Святого Станислава III степени.

После 1917 года Николай Виллер принял участие в работе над проектом устройства некрополя у Кремлевской стены, созданного как братская могила участников Октябрьского вооруженного восстания. Согласно этому проекту, некрополь превращался в террасу, приподнятую над остальной территорией площади. Могильные холмы предполагалось выровнять, обложить дерном и украсить цветами, а вдоль могил высадить липы. Среди документов семьи Виллеров и Барто, хранящихся в архивном ведомстве, есть эскизный проект братских могил от 1918 года.

Эскизный проект братских могил у Кремлевской стены на Красной площади в Москве. Главархив Москвы.

Эскизный проект братских могил у Кремлевской стены на Красной площади в Москве. Главархив Москвы.

В послереволюционные годы Николай Виллер работал архитектором в Тарту и в мастерской главного городского архитектора Данцига (сейчас – Гданьск, Польша). После занятия города войсками Красной армии Виллер занял должность архитектора при Главном управлении военной комендатуры города. Проект памятника «Двор Славы», подготовленный архитектором в эти годы, должен был увековечить память воинов Красной армии, освобождавших Данциг.

В 1946 году Николай Виллер вместе с семьей переехал во Львов, где работал в архитектурной мастерской «Львовпроект», занимался преподаванием. Им были созданы многочисленные проекты индивидуальных застроек и объектов городской среды города. Среди материалов, относящихся к этому периоду деятельности архитектора, интересен проект образцового круглосуточного детского сада, датируемый 1957 годом. В архивном ведомстве хранятся фотографии чертежей, макетов здания, интерьеров и эскизов оформления мебели, а также пояснительная записка автора к проекту.

Кроме этого, среди документов, принадлежавших Николаю Виллеру, в Главархиве имеются рисунки, чертежи, проекты, личные документы архитектора, переписка и договора с заказчиками, фотографии и многое другое.

В Архивном фонде Москвы хранятся личные фонды архитектора Александра Власова, графика Николая Вышеславцева, портретиста Петра Бенделя и других деятелей культуры и искусства. С их материалами можно ознакомиться в читальных залах Главархива столицы. В архивном ведомстве также хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото-аудио-видео материалы. Фотографии и документальные источники используются в выставочных и образовательных проектах.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати